Научно-методическая работа
Научно-методическая работа
ОГАОУ СПО «Белгородский политехнический колледж»
В условиях реализации Концепции Российского образования на период до 2010 года проблема качества подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования является все более актуальной. Поэтому проблема, над которой наш техникум работает сегодня – это модернизация профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда. Коллектив инженерно-педагогических работников техникума создает необходимые условия для удовлетворения потребности учащихся в получении профессии и в приобретении среднего профессионального образования, способствует формированию активной гражданской позиции, организует работу по прогнозированию рынка труда.
Повышение востребованности выпускников на рынке труда обеспечивается за счет эффективной структуры управления техникумом, обновления содержания обучения, повышения мастерства и профессионализма педагогов. При решении этих задач важнейшим средством повышения педагогического мастерства инженерно-педагогических работников, связывающим в единое целое всю систему работы техникума является методическая работа. Роль методической службы техникума значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания, особенно в вопросе использования ИКТ. Поэтому, с учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ, мы продолжаем работу по внедрению информационных технологий в образовательный процесс в сочетании с современными педагогическими технологиями.
С учетом перехода нашего учебного заведения в статус СПО, активизирована исследовательская работа, созданы условия для развития творческого потенциала как учащихся так и педагогов. Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив техникума - «Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся через интеграцию современных педагогических и информационных технологий»
Задачи на учебный год:
1.Содействие ИПР в формировании опыта подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности и создание условий для развития исследовательских умений преподавателей.
2.Продолжить экспериментальную работу по созданию и внедрению информационных технологий в учебный процесс в совместном взаимодействии с БелРИПКиППС.
3.Продолжить работу по повышению профессионального и методического уровня педагогических кадров; по выявлению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта ИПР техникума, формированию банка данных актуального педагогического опыта.
4.Создать условия по вовлечению ИПР в исследовательскую деятельность, всячески поддерживать и направлять их творчество.
Основные направления методической работы техникума:
- апробация учебников и УМК нового поколения;
- методическое сопровождение экспериментальной, инновационной деятельности;
- работа с нормативными документами;
- организация и проведение научно-исследовательской работы;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех занятий;
- организация работы с молодыми (начинающими) преподавателями и мастерами;
- экспертно- аттестационная работа.
Продолжена уже многолетняя работа над проблемой «Повышение уровня профессионального мастерства путем внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий». Поставленные перед коллективом задачи решаются через: совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности преподавателя, повышения мотивации к обучению и профессиональной деятельности, организацию курсовой переподготовки, организацию исследовательской деятельности творческих групп по проблеме; расширение и укрепление материально- технической базы техникума, а также ознакомление с новой педагогической и методической литературой по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Методической службой техникума проделана следующая работа в рамках решения поставленных задач:
- Разработана программа информатизации ГОУ СПО «Белгородский политехнический техникум» на 2008-2013 годы,
- Продолжена работа над формированием фонда медиатеки более чем из 100 компакт- дисков ( в том числе и с программным обеспечением, обучающими программами по спецпредметам, мультимедийным сопровождением по общеобразовательным предметам)
- Значительно укрепилась материально-техническая база: на конец учебного года в техникуме насчитывается 130 единиц IBM – совместимой техники. ИЗ них 72 компьютера обеспечивают потребности учебного процесса.
На 12,5 студентов приходится 1 компьютер ( из числа установленных в компьютерных классах). В учебном заведении оборудовано компьютерной техникой 6 кабинетов: 2 – информатика и 4- специальных дисциплин, имеется всего 59 АРМ; - Создана единая телекоммуникационная система техникума.
Локальная сеть объединяет 102 компьютера, 6 компьютерных классов, библиотеку, 4 административно-хозяйственных подразделения;
- Имеется 25 мультимедийных проекторов , 20 принтеров, 10 сканеров, 8 графических планшетов, цифровые фото- и видеокамеры, 2 интерактивные доски;
- Создан внешний и внутренний сайт;
- Осуществляется диагностика педагогического потенциала на предмет готовности и умения использования информационных технологий в учебной деятельности.
Мониторинг готовности и умения использовать ИКТ показал, что количество сотрудников, имеющих навыки работы с компьютером составляет более 70%.
- Создана творческая группа ( 12 человек), с целью более глубокого внедрения и использовании информационных технологий.
В плане творческой группы, которая в процессе работы разбилась на микрогруппы, отражены как теоретические, так и практические занятия ИКТ применяется не только в учебной, но и воспитательной работе: стало нормой проведение классных часов, бесед, предметных декад, внеклассных мероприятий с применением компьютера. Нужно отметить, что в техникуме часть преподавателей применяет в своей деятельности готовые электронные учебники, разрабатывает и внедряет собственные цифровые электронные ресурсы, адаптирует готовые электронные программы.
Методическая служба техникума осуществляла свою деятельность по 2 направлениям: диагностическому и технологическому. Её важной составляющей являлась педагогическая диагностика – выявление затруднений, потребностей и запросов ИПР. Немалую роль в работе по данному направлению оказывает ПЦК, на заседаниях которых проводилась диагностическая работа по определению профессиональных потребностей педагогов. В этом случае методическая служба выполняла одну из главных своих функций – влияние на профессиональный рост педагога. Второе направление работы – технологическое. На инструктивно-методических совещаниях, теоретических семинарах, совещаниях при директоре, консультациях происходило знакомство педагогов с новым или апробированным опытом работы. Главное заключалось в оказании конкретной помощи каждому из них, создании таких условий, которые способствуют раскрытию творческого потенциала. Это направление реализовали следующие структуры: методический кабинет, ПЦК, творческая группа (микрогруппы).
Методической службой используются активные формы работы, которые способствуют реализации поставленных перед коллективом задач, созданию условий для их профессионального роста, подготовке к аттестации, освоению передового педагогического опыта и в целом повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в техникуме: семинары, мультимедийное сопровождение учебного процесса, обмен опытом, участие в конкурсах.
3.Основными направлениями методической работы в техникуме являются:
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- организация работы с молодыми (начинающими) преподавателями и мастерами;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих ИПР;
- способствование созданию педагогическими работниками УМК дисциплин, профессий, специальностей.
- организация работы по аттестации и повышению квалификации педагогических кадров.
В соответствии с этими направлениями в техникуме проводилась организационная работа по методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса: анализ и корректировка учебных планов и программ в связи с рекомендациями по реализации среднего(полного) общего образования в учреждениях НПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, тематического планирования, рабочих программ, индивидуальных планов преподавателей, планов работы кабинетов, планов самообразования. Также, кроме диагностирования, организационно-педагогическая деятельность заключалась в планировании системы методической работы в техникуме, организации курсовой переподготовки ИПР, проведении семинаров на основе запросов и потребностей педагогов, обобщении и распространении актуального опыта ИПР.
Обсудить