Опыт использования ИКТ на уроках экономики. Чесноков И.В.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Чесноков И.В.,
преподаватель экономики
Мы живем в эпоху коренных изменений, когда строится архитектура новой мировой экономики, основанной на информационных технологиях. Компьютерные технологии охватывают сегодня все сферы нашей жизни - от политики и религии до науки и общения - и ведут к существенным изменениям в хозяйственной деятельности предприятий, домашних хозяйств, влекут за собой изменения в профессиональном профиле, изменяют образ мышления и восприятия человека.
Мы видим, как в рамках происходящих изменений человек становится более самостоятельным, привыкает занимать активную позицию, высказываться, моделировать свое время и внешнюю среду в соответствии с собственными интересами. Это дает ему возможность более осознанно, чем раньше, подходить к своему выбору, или, точнее, делает его выбор в большей степени основанным на собственных интересах и потребностях.
Цель образования в этих условиях состоит в том, чтобы помочь молодому человеку осознать происходящие в экономике и обществе изменения, приспособиться или подготовиться к ним. Именно школа призвана подготовить детей и подростков к решению текущих и будущих жизненно важных проблем.
Как нельзя лучше эту задачу позволяют решить уроки экономики, на которых подростки не только узнают, как устроена современная экономика, но учатся анализировать происходящие в ней события и процессы, принимают самостоятельные решения, руководствуясь полученным опытом и знаниями. При этом приоритет отдается умению работать с информацией, приобретать и эффективно использовать знания, активно взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса. Информация и коммуникация – вот две ключевые стороны современного урока экономики.
Основная задача преподавателя на уроке экономики состоит в том, чтобы организовать процесс обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктивным и творческим.
Для эффективного индивидуального и совместного обучения все большее применение находит использование новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Обучение с применением ИКТ происходит обычно на базе соответствующего программного обеспечения. Различают следующие основные организационные формы применения учебных компьютерных программ:
- индивидуальное обучение с применением учебных компьютерных программ без прямого контакта с учителем или другими учащимися;
- телеобучение с опосредованным социальным контактом через цифровые сети;
- обучение с применением ИКТ на основе прямого социального контакта, в рамках которого учебным компьютерным программам отводятся подчиненные социальным процессам в учебной группе отдельные дидактические функции.
Незаменимыми в процессе обучения экономике являются интерактивные обучающие программы, моделирующие деятельность различных субъектов экономики. Играя в компьютерные экономические игры, ребята вместе с новыми знаниями получают возможность оценить и развить собственные предпринимательские способности.
Наиболее популярной у нас в техникуме является компьютерная игра «МЭКОМ» (Моделирование Экономики и Менеджмента), которая используется на уроках экономики в рамках изучения темы «Конкуренция», а также на занятиях в математических классах в рамках элективного курса «Экономическое моделирование».
Игра МЭКОМ является составной частью программы "Современная Экономика", разработанной Международным центром экономического и бизнес образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭКОМ ранее входили в программы экономических олимпиад, а сейчас проводятся сети Internet. Игра моделирует деятельность предприятия по производству и реализации продукции в условиях олигопольного рынка. Участники игры являются менеджерами компании. Игра состоит из нескольких периодов. В ходе игры каждый период участникам предстоит принимать пять решений, определяющих деятельность фирмы:
- установить цену на продукты;
- определиться в загрузке фабрики;
- сделать вложения в маркетинг;
- произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные капитальные вложения;
- определиться с затратами на НИОКР (научно-исследовательскую работу).
В качестве перспективы развития идей моделирования на уроках экономики интересно было бы заняться собственной разработкой игр, в большей степени опирающихся на российские нюансы экономических взаимоотношений, а также попытаться предложить это сделать учащимся.
Обсудить
Похожие материалы:
05 октябрь 2019, Суббота
В рамках движения за здоровый образ жизни группа 43ПТМ приняла участие во Всероссийской акции "ВИЧ.Экспедиция 2019"
20 декабрь 2019, Пятница
Использование современных педагогических технологий и ИКТ на уроках математики и во внеурочное время. Тратникова Е.П.
20 декабрь 2019, Пятница
Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла. Гонтарь Т.Л.